Цели, задачи, принципы системы (целевой модели) наставничества
Цель системы (целевой модели) наставничества – создание системы правовых, организационно-педагогических, учебно-методических, управленческих, финансовых условий и механизмов развития наставничества в образовательных организациях для обеспечения непрерывного профессионального роста и профессионального самоопределения педагогических работников, самореализации и закрепления в профессии, включая молодых/начинающих педагогов.
Задачи системы (целевой модели) наставничества:
‒ содействовать повышению правового и социально-профессионального статуса наставников, соблюдению гарантий профессиональных прав и свобод наставляемых;
‒ обеспечивать соответствующую помощь в формировании межшкольной цифровой информационно-коммуникативной среды наставничества, взаимодействия административно-управленческих (вертикальных) методов и самоорганизующихся недирективных (горизонтальных) инициатив;
‒ оказывать методическую помощь в реализации различных форм и видов наставничества педагогических работников в образовательных организациях;
‒ способствовать формированию единого научно-методического сопровождения педагогических работников, развитию стратегических партнерских отношений в сфере наставничества на институциональном и внеинституциональном уровнях.
Система (целевая модель) наставничества основывается на следующих принципах:
‒ принцип добровольности, соблюдения прав и свобод, равенства педагогов предполагает приоритет и уважение интересов личности и личностного развития педагогов, добровольность их участия в наставнической деятельности, признание равного социального статуса педагогических работников, независимо от ролевой позиции в системе наставничества;
‒ принцип индивидуализации и персонализации направлен на признание способности личности к саморазвитию в качестве естественной, изначально присущей человеку потребности и возможности; на сохранение индивидуальных приоритетов в формировании наставляемым собственной траектории развития;
‒ принцип вариативности предполагает возможность образовательных организаций выбирать наиболее подходящие для конкретных условий формы и виды наставничества;
‒ принцип системности и стратегической целостности предполагает разработку и реализацию системы (целевой модели) наставничества с максимальным охватом всех необходимых структур системы образования на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях.
Ожидаемые результаты внедрения и реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательной организации и возможные риски. Внедрение и реализация системы (целевой модели) наставничества будет способствовать формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в части поддержки педагогов «на местах». В результате внедрения и реализации системы (целевой модели) наставничества будет создана эффективная среда наставничества, включающая:
‒ непрерывный профессиональный рост, личностное развитие и самореализацию педагогических работников;
‒ рост числа закрепившихся в профессии молодых/начинающих педагогов;
‒ развитие профессиональных перспектив педагогов старшего возраста в условиях цифровизации образования;
‒ методическое сопровождение системы наставничества образовательной организации;
‒ цифровую информационно-коммуникативную среду наставничества;
‒ обмен инновационным опытом в сфере практик наставничества педагогических работников.
Документы
Федеральный уровень:
Региональный уровень:
Региональный центр наставничества
Муниципальный уровень:
Приказ ГУО от 16.12.2024 О назначении муниципального координатора и утверждении дорожной картыМетодические рекомендации по разработке персонализированной программы наставничества
Организационно-методическое обеспечение (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Школьные документы, регламентирующие наставничество:
Положение о наставничестве от 2023
Положение о системе (целевой модели) наставничества в МАОУ СШ № 45
Приказ о внедрении системы наставничества и назначении куратора в МАОУ СШ № 45
Дорожная карта по внедрению системы наставничества в МАОУ СШ № 45
Аналитическая справка за 2023-2024 учебный год
Аналитическая справка за 1 полугодие 2024-2025 года
Аналитическая справка ЦМН 2024-2025 уч.год
Показатели мониторинга внедоения целевой модели наставничества МАОУ СШ № 45 на 2023-2024 уч.год
Мониторинг внедрения целевой программы наставничества за 2024-2025 учебный год
Приказ о реализации системы наставничества 2022-2024 уч.год
Приказ о реализации целевой модели наставничества в 2025-2029 гг. в МАОУ СШ № 45 (утверждении дорожной карты, назначении кураторов)
База наставников МАОУ СШ № 45Приказ о назначении наставнических групп в МАОУ СШ № 45 в 2024-2025 учебном году
Команда молодых специалистов и их наставников МАОУ СШ № 45
на 2024 - 2025 учебный год
ФИО педагога |
Должность |
Наставник |
Бойко П.В. |
Физическая культура |
Коблов А.П. |
Мальцева С.А. |
Физическая культура |
Хореняк А.В. |
Искров П.Ю. |
Математика |
Полева Н.Е. |
Андреева Т.Д. |
Биология, химия |
Кожемякина Е.В. |
Гибадулина И.Р. |
География |
Брюханова А.О. |
Пушкарев И.И. |
Английский язык |
Старикова Е.В. |
Полежаева И.Г. |
Начальная школа |
Посадская Т.Л. |
Шитикова А.Ю. |
Начальная школа |
Пашутина Н.В. |
Якуненкова Т.В. |
Начальная школа |
Якубович В.В. |
Озерова А.Д. |
Начальная школа |
Осипова И.С. |
Выписка из Положения об оплате труда
План контроля качества обучения наставляемого
Методические материалы:
Семинар для учителей начальной школы
Макет персонифицированной программы наставничества
Сборник статей_ Методическое сопровождение молодых педагогов в ОО г.Красноярска
Российская Академия Образования - Этический кодекс наставника
презентация формы наставничества работодатель-ученик
презентация формы наставничества ученик-ученик
презентация формы наставничества учитель-учитель
Презентация формы наставничества студент-ученик
Методическое сопровождение профессионального роста педагогов